?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С "принципом развития" в XX веке...
"согласны все"..., но это поверхностное...
"согласие" есть того рода согласие,
которым душат и опошляют истину.
В.И.Ленин
История человеческого общества - это история борьбы потребительства и энтузиазма, борьбы двух тенденций: стремления к консервации общественной системы и стремления к ее развитию. Если историей эксплуататорского строя была история классовой борьбы, которая велась с целью ниспровержения системы эксплуатации, то история коммунистического строя есть история борьбы развития и застоя общества, борьбы энтузиазма и потребительства, борьбы развития трудовых отношений и воспроизводства их.
Развитие трудовых отношений заключается в том, что образуются новые формы взаимодействия людей в ходе трудовой деятельности, усложняется это взаимодействие, проникает все дальше вглубь человеческой природы, вовлекаются в трудовой процесс новые возможности человеческой личности. Оно делает человека богаче, разностороннее, наполняет его новым социальным содержанием, что позволяет ему успешно управлять своей биологической формой и преодолевать ее с тем, чтобы вырваться из тупика потребления, подстерегающего каждую личность, и, достигнув гармонии с обществом, стать счастливым.
Каждый человек объективно заинтересован в развитии трудовых отношений, также как и общество в целом, но далеко не каждый может участвовать в развитии трудовых отношений; это не мешает, впрочем, пользоваться плодами такого развития. В данном пункте возникает препятствие в виде потребления. Несмотря но то, что общество обязано своим существованием производству, любое производство, в том числе и развитие трудовых отношений, является в то же время и потреблением; более того, производство происходит в конечном счете благодаря предшествующему потреблению, тогда как высший смысл человеческой жизни заключается в производстве. Человек может вырваться из плена потребительства только благодаря развитию; только в развитии может быть преодолена глубочайшая трагедия раздвоения человеческой личности на потребление и производство.
Каждая человеческая личность становится развивающейся личностью вследствие потребления новых трудовых отношений (возникших благодаря развитию трудовых отношений) и, поэтому, достигает гармонии с трудовым коллективом, что делает ее счастливой. В конце концов данная гармония будет тем материальным (эмоциональным) фактором, который перевесит голый материальный интерес. Последний представляет собой простое потребление продуктов производства и, в общем случае, не препятствует десоциализации личности, тогда как потребление развивающихся трудовых отношений, наоборот, делает человека общественной личностью. Свобода потребления трудовых отношений есть необходимое условие развития личности и свободного участия ее в трудовой деятельности. Труд вынужденный, подстегиваемый голым материальным интересом, подневольный труд не доставляет радости. Но труд, свободный от непосредственных нужд, есть чисто человеческий труд. Человеческая радость потребления трудовых отношений превзойдет животную радость потребления продуктов производства, станет смыслом человеческой жизни и ее гарантом.
Потребитель нацелен на потребление: он участвует в производстве лишь ради потребления, как трудовых отношений, так и продуктов производства. Энтузиаст ориентирован на производство; он потребляет для того, чтобы производить. Обе эти крайности ущербны, ограничены и только их единство и гармония являются человечными, что однако не говорит о том, что обе эти стороны нейтрализуют друг друга - всегда какая - нибудь из них главенствует. Даже для одного человека на протяжении его жизни они меняются местами, ибо человек начинает и завершает свою жизнь потреблением. Если же брать большие массы людей, то потребительство решительно преобладает - и это отвечает природе человека. Но в то же время это самое большинство нуждается в энтузиазме постольку, поскольку оно остается потребительством.
Перед человеком всегда стоит дилемма независимо от осознания ее - либо потреблять трудовые отношения, не изменяя их, либо развивать их. Общество вынуждено решать обе задачи одновременно, поэтому всегда по мере общественной необходимости из недр общества и любого трудового коллектива на острие общественной борьбы выходят энтузиасты. Энтузиасты берут на себя основную тяжесть борьбы за развитие, за новое, они преодолевают тупик потребления, тогда как сама социальная система всегда стремится сохранить себя неизменной.
Энтузиазм является следствием глубинного стремления людей к добру, к новому, к развитию, ради которого они жертвуют своим потреблением. Только энтузиазм делает возможным существование и развитие человеческого общества. Энтузиасты стремятся увлечь трудовые коллективы и общество вперед, к новому, стремятся сознательно направлять развитие общества, вести за собой остальных производителей. Развивая общественные отношения энтузиасты не могут не развиваться сами как человеческие личности. Только такой путь оставлен им для того, чтобы занять свое место в трудовых коллективах, так как они пренебрегли ориентировкой на потребление. Энтузиазм - это открытое, непосредственное проявление примата социального над биологическим в человеке, примата производства над потреблением, развития над застоем. Энтузиазм и развитие неотделимы.
Энтузиазм возникает на стыке индивидуальных и общественных интересов в трудовых коллективах как стремление личности к гармонии с коллективом и как реализация присущей коллективу некоторой возможности развития. Энтузиазм для отдельного человека возможен только на стадии развития личности, а развитие личности может происходить только при условии дисгармонии человека и общества. После того, как человек достигнет своего собственного, уникального места в обществе, происходит слияние его с общественной системой и развитие личности идет уже вслед за развитием общества, то есть энтузиазм исчезает; следовательно, энтузиазм не есть нечто неисчерпаемое.
Роль энтузиазма в развитии общества заключается в обеспечении авансирования производства. Всякому производству предшествует потребление. Обеспечение предшествующего производству потребления можно назвать авансированием производства или просто авансированием. На этапе первобытно - общинного строя аванс предоставила биосфера в виде даров природы и стадной организации. После заселения Земли человеком и исчерпанием первичного аванса общество было вынуждено приступить к самоавансированию - перешло к земледелию и скотоводству, стало создавать общественную организацию с помощью мифологии, то есть стало авансировать производство чисто человеческим образом. Этот скачок соответствует так называемой неолитической революции. Эпоха самоавансирования выдвинула первобытных энтузиастов, героев, запечатленных мифологией и эпосом. Обычай жертвоприношений закрепляет способность человека жертвовать собой или своим потреблением ради развития общества. Тупик потребления, когда производство отстает от потребления, общество всегда преодолевает путем самоавансирования производства энтузиастами.
Итак, на этапе становления общества авансирование производства происходило за счет биосферы - вначале, на первой стадии, за счет внешней биосферы, затем, на второй стадии (матриархат), за счет внутрисоциальных ресурсов биосферы. На третьей стадии осуществлялось героическое самоавансирование за счет первобытного энтузиазма.
В условиях эксплуататорского строя на первый план вышло авансирование неосознанного производства трудовых отношений, которое вначале шло за счет общественной организации и производительных сил, достигнутых еще первобытно - общинным строем, затем за счет преобразования их под контролем религиозного мировоззрения. После исчерпания этого источника развития общество вновь перешло к самоавансированию уже в условиях капитализма, приступив к производству трудовых отношений в рамках системы обмена товаров. Пролетариат авансирует производство своим рабочим временем и тем самым производит трудовые отношения. Понимание этого обстоятельства проявляется в забастовках. Капитализм может существовать только благодаря постоянному воспроизводству пролетариата, который вынужден быть носителем энтузиазма и неизбежно производить пролетарское мировоззрение, несущее в себе семена гибели капитализма.
Итак, на антагонистическом этапе общества производство трудовых отношений авансировалось вначале за счет поглощения первобытных общин, затем путем преобразования их и, наконец, при капитализме в условиях полностью распавшихся общин осуществлялось принудительное самоавансирование пролетариатом.
При коммунистическом строе на первый план вышло авансирование развития трудовых отношений. В начале в качестве аванса использовалось преобразование созданных эксплуататорским строем производительных сил и пролетарского способа производства трудовых отношений под контролем пролетарского мировоззрения. Затем, уже на стадии социализма, это авансирование происходило уже на основе адаптации способа производства трудовых отношений эксплуататорского строя к социалистическому мировоззрению, последовательно, способа производства трудовых отношений рабовладельческого, феодального и, в текущий момент, капиталистического способа. После завершения последнего приспосабливать станет нечего и для сохранения самого себя коммунистический строй будет вынужден перейти к самоавансированию - к сознательному развитию трудовых отношений энтузиастами.
До сих пор неосознанное развитие трудовых отношений заключалось в приспосабливании ранее существовавшего способа производства трудовых отношений к бюрократической системе диктатуры пролетариата. Следовательно, переход к сознательному развитию трудовых отношений энтузиастами позволяет оттеснить бюрократию на второй план в связи с ее неспособностью участвовать в развитии, другими словами, поскольку отпадет необходимость приспосабливать трудовые отношения к диктатуре пролетариата, постольку потеряет свое былое значение государство.
Переход коммунистического строя к самоавансированию вместе с тем есть скачок его на этап коммунизма. Точно также как самоавансирование при капитализме требует свободы обмена товаров, так и самоавансированию при коммунизме потребуется свобода обмена информацией, свобода познания. Возникшее мировоззрение развития будет, во - первых, необходимым условием деятельности энтузиастов и, во-вторых, достаточным условием для скачка к мировоззренческой форме движения материи, более высокой, чем социальная форма движения материи.

ПРОЕКТ НООСФЕРА

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
nipolin
Feb. 4th, 2018 09:09 am (UTC)
Проблема энтузиазма
Энтузиазм в обществе поддерживается разнообразными ритуалами жертвоприношений в форме героизма и т.п.
Энтузиазм возникает как индивидуальное стремление личности к развитию и к развитию окружающего общества. Но индивидуальные действия разнонаправлены, следовательно они затухают и теряются в сети общественных отношений. Поэтому индивидуальные действия энтузиастов требуется объединить. Вот тут возникает трудность. С одной стороны, объединить можно только действия, направленные к определеноой цели, то есть надо предварительно озадачить энтузиастов этой целью. Всякие человеческие действия осуществляются целесообразно, по плану. Итак, стихийную деятельность энтузиастов требуется преобразовать в разумную деятельность. С другой стороны, объединение усилий энтузиастов создаст иерархию, которая по своему внутреннему устройству препятствует развитию и приведёт к ликвидации самого энтузиазма.

Если первая трудность решается путём выработки нового мировоззрения, включающего новую общественную цель, то другая трудность, ликвидация энтузиазма иерархией, до сих пор была не преодолима (революция пожирала своих детей). Эту проблему должно решить мировоззрение развития, возникшее на теоретической базе теории развития. Мировоззрение развития, как основа энтузиазма, займёт положение примата относительно мировоззрения потребления, которое явится основой иерархии. Следовательно, мы приходим к необходимости диктатуры энтузиазма.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

nipolin
nipolin

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com