?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О свободе воли
Александр Марков, доктор биологических наук и прекрасный лектор, высказал замечательную мысль. Перенесение рационализма на непознанное = религия или мистика. Однако он высказал также отрицание свободы воли с позиции биологии на основе детерминизма. Очевидно, свобода воли есть чисто человеческое изобретение. В целом, детерминизм, абсолютизация закона = отрицание развития и возврат к религии. Современная наука вынуждена пренебрегать противоречивостью, так как опирается на формальную логику. Поэтому всякое возникновение нового для такой науки представляется чудом. С позиции формальной логики возникновение нового есть акт творения, так как основной постулат формальной логики - этого не может быть (другими словами, это не соответствует существующей системе понятий), потому что не может быть никогда. Следовательно, формальная логика препятствует развитию знания, как, впрочем, и всякому развитию. Внедрение в научное познание теории развития будет означать переход человеческого познания на этап синтеза знания.
В текущее время (2018) в общемировом общественном сознании наблюдается засилье фундаментализма, что в науке, как ни странно, соответствует абсолютизации закона и абстрактного мышления посредством абсолютизации формальной логики и неприятия диалектики, так как фундаментализм проповедует регресс. Перенесение рационализма на непознанное - это и есть научный метод, с тем отличием, что научная гипотеза подвергается проверке практикой.
Однако наука развивается постольку, поскольку она в ответ на запрос общественной практике может взламывать установившуюся систему представлений с помощью практики познания. Практика познания в действительности опирается не на формальную логику, а на развитие, на диалектику, которая приходит в практику познания через общественную практику. Вместо открыто принимаемой парадигмы связи всего со всем и главенства закона, на практике скрыто проводится парадигма опоры на развитие. Посему критика перенесения рационализма на непознанное есть критика современной науки, для которой абсолютизация рационализма равносильна абсолютизации абстрактного мышления и сползанию в религию. Надо ясно осознать, что рационализм в чистом виде является замкнутой системой.

В действительности познание проходит в рамках развития противоречия абстрактного мышления против чувственного восприятия при условии примата последнего. Чувственное восприятие субъекта познания есть продукт общества, в котором он функционирует. Поэтому наука служанка общества, значит, развитие познания зависит от развития общество. Если общество переходит на стадию деградации, то наука также испытывает регресс. Такие события были в истории общества неоднократно. Последний пример - распад СССР и деградация советской науки.

Субъект познания может подняться выше общества, если станет опираться на приоритет развития, а не на приоритет взаимосвязи всего со всем. На этапе перехода общества к деградации это стало необходимостью, как для познания, так и для самого общества, ибо без разумного развития общество обречено на гибель. Социологические исследования выяснили, что люди с низким интеллектом размножаются быстрее - за последние 100-150 лет такая тенденция проявилась в развитых странах. Это следствие прогресса и перехода к обществу потребления, а последнее сопровождается прекращением прироста населения. Биологическая эволюция человека продолжается. Поэтому по мере распространения общества потребления прирост населения прекратится с одновременным понижением интеллекта.
Социальный контроль познания = социосфера, а разумное развитие = ноосфера. Ноосфера = синтез биосферы и социосферы в сфере познания.

Абсолютизация научного знания, то есть детерминизм, приводит к отрицанию свободы воли, к потере ответственности и субъектности, отказу от познания и обращает к богу. Парадокс? Нет, закономерность! Даже отрицание абсолютизации абстрактного мышления, то есть чистый эмпиризм (позитивизм) есть основа идеализма, ибо сами факты есть идеальные слепки действительности, идеальные отражения действительности - отражения, прошедшие сквозь абстрактное мышление. Поэтому вполне закономерно, что люди, посвятившие себя науке, опираясь в скрытом виде на примат абстрактного мышления, вынуждены обращаться к абсолютизации закона в образе бога или детерминизма. Данная закономерность объясняется тем, что абстрактное мышление живёт по законам формальной логики. Понятия взаимодействуют по формальным законам формальной логики, последние создаются абстрактным мышлением из общественной практики для себя, для того, чтобы формально оперировать формальными понятиями. Понятия же возникают из живой чувственности (действительности) по законам диалектики в рамках противоречия порядок-беспорядок.

Понятия, абстракции, категории - это отражение сознанием отдельных сторон или моментов общественной практики, обобществлённые и закреплённые эмоциями. Всякое понятие имеет эмоциональную основу. С другой стороны, эмоции есть обобществлённые посредством понятий чувства. Следовательно, образование понятий имеет чувственную основу, а познание предстаёт в виде противоречия чувственного восприятия и абстрактного мышления при условии примата чувственности.
Поскольку отражение понятиями отдельных сторон действительности идеально вырывает их из взаимосвязи всего со всем, постольку для воссоздания идеальной картины мира в сознании требуется идеально соединить понятия. Чем точнее идеальная картина мира соответствует действительности, тем больше возможности целесообразно направлять общественную практику, то есть направлять развитие общества. По мере развития познания должен произойти качественный скачок и идеальная картина мира позволит перейти к разумному развитию общества. Тогда познанию будет необходимо установить примат над производством самого общества.
Этот переход потребует осознания необходимости разумного развития, свободы воли и революционной практики.

Свобода воли - это продукт общества. Оно не вытекает из биологических инстинктов. Хотя обычно за свободу воли принимают своеволие. Понятно, что своеволие есть необходимая основа свободы воли, но достаточной основой свободы воли служит осознанная необходимость общественного развития, то есть познание. Человек осуществляет свою субъектность посредством свободы воли, которая всегда направлена на установление новых общественных отношений и, соответственно, направлена против старых общественных отношений. Если мы представим свободу воли, которая наоборот действует против новых общественных отношений в пользу деградации общества, то это будет уже не свободная воля, а воля существующих общественных отношений или воля биологических инстинктов.
Маркс в тезисах о Фейербахе прояснил свободу воли - изменение людей и общественных обстоятельств может быть разумно объяснено только революционной практикой. Свобода воли проявляется в виде революционной практики. Субъектом развития является человеческое познание - философы должны изменить мир. Посему свобода воли прежде всего должна проявиться революционной практикой познания.

Познание осуществляется энтузиастами, так как всякое новое знание требует пересмотра старых представлений. Но, как говорят, старые представления отмирают вместе с их носителями или задвигаются в угол общественной практикой. Для того, чтобы стать субъектом развития общества, познание должно пройти революционное раздвоение с образованием ноосферы.

ПРОЕКТ НООСФЕРА

Profile

nipolin
nipolin

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com