?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Системность мышления

Первая сигнальная система, вторая и третья.
По этому поводу И. П. Павлов говорил: «Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как природной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».
Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общей с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей — это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше личное, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932).
Итак, первая сигнальная система формирует чувства в ответ на сигналы действительности. Вторая сигнальная система производит сигналы сигналов, то есть понятия, абстракции, используя в качестве первичных сигналов не окружающую действительность, а внутренние чувства. Возникающие понятия получают материальную основу в форме речи, и уже в дальнейшем развитие абстрактного мышления проходит в ответ на сигналы, исходящие от общественной действительности посредством речи, которая есть продукт общественной практики. Таким образом, вторая сигнальная система - это абстрактное мышление. Абстрактное мышление изначально подчинено чувственному восприятию.
Предполагается существование третьей сигнальной системы, но что это такое может быть - не ясно. Возможно, третья сигнальная система будет синтезом первой и второй при условии примата первой сигнальной системы. Это не означает возврат к животной чувственности, а будет заключаться в формировании чувств в ответ на сигналы, в виде которых выступают различные системы понятий. Другими словами, третья сигнальная система будет создавать мировоззрение как систему обобществлённых чувств, которые исходят из систем понятий, то есть из абстрактного мышления, но преобразованного практикой познания. Для этого абстрактное мышление должно достигнуть уровня системы понятий в виде абстрактной картины развивающегося мира.
Старый анекдот может показать, что такое третья сигнальная система. Друзья постоянно рассказывают друг другу одни и те же анекдоты и для краткости пронумеровали их. Ну вот, рассказывают анекдоты, один называет номер 3 - все ха-ха-ха, другой называет номер 8 - все ха-ха-ха. Третий назвал номер 33 - а ему говорят, что это неприлично в присутствии дам.

Третья сигнальная система будет образована вместе с синтезом знания на основе теории развития в качестве метода познания. Третья сигнальная система возникнет вместе с ноосферой. При этом старая наука на базе второй сигнальной системы останется в социосфере и будет поставлять идеи и теории для синтеза знания в ноосфере.

Если в третьей сигнальной системе чувственное восприятие опирается на систему понятий, то не будет ли это идеализмом? Скажем, принимать наркотики приятно. Если опираться на это чувство, то надо произвести идею: наркомания - это хорошо. Но общественная практика производит другую идею: наркомания - это не хорошо. Одни люди (наркоманы) идут на поводу своих чувств, а другие люди, как будто идеалисты, принимают в качестве основы общественную идею. Надо осознавать, что общественная идея основана на общественной практике, то есть на обобщённой чувственности, которая вытекает из существующей социальной организации. В сущности, всякое мировоззрение - это прообраз третьей сигнальной системы.
Поэтому третья сигнальная система должна опираться на системы понятий, которые вытекают не просто из общественной практики, а из практики познания. В социосфере практика познания подчинена общественной практике, выполняет её запросы. Но на стадии деградации социосферы практика познания должна захватить примат над общественной практикой и обеспечить разумное развитие социосферы путём создания ноосферы.

Мировоззрение в своём развитии проходит этапы мифологический, религиозный и технологический (научное мировоззрение). Мировоззрение организует абстрактное мышление, превращает его в систему понятий, которая должна соответствовать соответствующей социальной организации. При этом господствующее мировоззрение контролирует сам процесс возникновения понятий абстрактного мышления. Можно сравнить мировоззрение с расчёской - как расчёска приводит волосы в порядок и придаёт им одно направление, так и мировоззрение упорядочивает абстрактное мышление, придавая понятиям некоторую направленность. В 21 веке произошёл симбиоз буржуазного и пролетарского мировоззрения в виде мировоззрения потребления. Последнее направлено против развития, против развития человеческой личности и развития его интеллекта и подразумевает низведение человека до уровня домашнего животного.

Современная наука подошла вплотную к проблеме сознания и мировоззрения через изучение эволюции человеческого мозга в истории вида и истории отдельной личности. Сергей Савельев, палеоневролог, доктор биологических наук, изучает структуру мозга и его эволюцию. Он рассматривает сознание человека в рамках противоречия социальное-биологическое при условии примата социального. Надо заметить, что опора на изучение структуры мозга привела Сергея Савельева к идее "церебрального сортинга" на основе сканирования структуры мозга с целью построения идеального общества (а судьи кто?). Эта идея восходит к примату структуры мозга над социальным поведением личности, то есть к примату биологического над социальным. Очевидно, развитие природных задатков человека определяется запросами общества, хотя эта идея может стать действительностью в ноосфере, когда познание будет определять производство общества.
Вместе с тем Сергей Савельев высказал чрезвычайно глубокую мысль о принципиальной разнице человеческого мышления и так называемого искусственного интеллекта. Абстрактное мышление имеет очень много степеней свободы, происходит в многомерном пространстве, тогда как компьютерные программы используют двухмерный код, 0 и 1. Поэтому, искусственный интеллект, в сущности, является очень быстрым калькулятором, который исполняет задачу, но не способен в принципе поставить новую задачу. Ибо всякая логическая система возвращается к исходным аксиомам. Можно представить коллектив роботов (искусственных интеллектов) с разделением труда, но исходная опора на формальную логику и двухмерное пространство всё же не позволит создавать новое.

В этой связи, возвращаясь к взаимодействию мировоззрения и абстрактного мышления, становится очевидной его противоречивость, которая состоит в противостоянии многомерности абстрактного мышления двухмерной системе понятий мировоззрения. В мировоззрении, которое есть продукт общественной практики, вся система понятий выстроена на базе двоичного кода - крошка сын пришёл к отцу и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо. Очевидно, всякое мировоззрение ограничивает творческий потенциал абстрактного мышления. Поэтому мировоззрение должно стать таким же многомерным как и развивающийся мир, то есть стать мировоззрением развития на базе теории развития в качестве метода познания и на базе синтеза знания. В результате третья сигнальная система установит примат над второй сигнальной системой.

Выводы
Если первая сигнальная система формирует чувства или даже самый примитивный химический отклик в ответ на сигналы действительности, то она служит необходимым звеном в ходе выживания биологического вида, выживания наследственного кода. Если рассмотреть всю историю эволюции жизни, то первая сигнальная система является необходимым и достаточным условием накопления информации в генетическом коде, то есть в добыче информации.
Вторая сигнальная система производит сигналы сигналов, то есть понятия, абстракции, используя в качестве первичных сигналов не окружающую действительность, а внутренние чувства. Возникающие понятия служат для передачи информации внутри социосферы. В качестве побочного продукта возникновение понятий открывает возможность добычи информации, то есть познания.
Третья сигнальная система обеспечит примат добычи информации над передачей информации и тем самым станет венцом развития Живой Материи.

ПРОЕКТ НООСФЕРА

Profile

nipolin
nipolin

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com