?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

БЕГ К СВОБОДЕ

(по следам Эриха Фромма - утописта постмарксизма)

"Не свобода приводит к истине, а истина приводит к свободе." - см. https://ivanov-petrov.livejournal.com/2161769.html

Диктатура пролетариата необходима для того, чтобы общественные отношения людей доминировали над рыночными отношениями вещей. Опыт построения социализма как плановой экономики возможен только с помощью бюрократической системы (государства). Он оказался неудачным в силу внутренне присущих свойств бюрократической системы, которая вырастает из старых общественных отношений и стремится из консервировать. Бюрократическая система в принципе не способна создавать новые общественные отношения, но эти последние всего лишь приспосабливаются к ней или развиваются вопреки бюрократии, как протест против диктатуры, ограничивающей свободу.
Даже самые правильные планы при передаче на нижние уровни бюрократической пирамиды превращались в свою противоположность. Поэтому потребовалась диктатура лидера (сталинизм) внутри самой бюрократической системы, чтобы создать искомую плановую экономику. В дальнейшем эта плановая экономика уже могла самопроизвольно эволюционировать по своим бюрократическим законам, которые ограничивали развитие экономики и общества, что привело к вынужденному отказу от плановой экономики и развалу мировой социалистической системы. Но сама плановая экономика необходима для развития человечества исходя из начального свойства человеческого труда как целесообразная деятельность. Очевидно, что сама бюрократия должна быть управляема развивающимся обществом.


Следовательно, при социализме общественные отношения людей доминируют над рыночными отношениями вещей посредством доминирования бюрократической системы над рыночными отношениями вещей. Для этого требуется, чтобы общественные отношения людей доминировали над бюрократической системой. По мере эволюции так называемого развитого социализма и эволюции самих общественных отношений примат общества над бюрократией превратился в примат бюрократии над обществом (диктатура пролетариата деградировала в диктатуру бюрократии, в диктатуру социального государства). При этом бюрократия сохранила доминантность над рыночными отношениями вещей и с помощью рыночных механизмом осуществляет свой примат относительно общественных отношений в системе квазикапитализма как третьей стадии социализма. Возникла проблема перехода от социализма к коммунизму в рамках коммунистического строя, перехода к непосредственному примату общества над бюрократией.

На периферии ареала биологического вида - рецессивы, в центре - доминанты. На периферии коллектива - маргиналы, энтузиасты, а в центре - конформисты. Социальная система держится на конформистах, но если она достигает предела роста и переходит к деградации, то конформисты доводят её до логического конца, то есть до абсурда, не совместимого с действительностью. В итоге система разваливается и новую систему создают энтузиасты. Дело в том, что конформисты являются потребителями существующих общественных отношений, а энтузиасты - потребляют старые общественные отношения для того, чтобы производить новые общественные отношения.

Для примата общества над бюрократией необходим и достаточен примат разумного энтузиазма над потребительством (диктатура энтузиазма). Так как коммунистический строй есть гармония, а не антагонизм, то переход к его третьему этапу, к коммунизму, произойдёт без явного раздвоения, в отличие от антагонизма, например, от эксплуататорского строя, который раздвоился с выделением коммунистического строя. По аналогии с капитализмом, который является гармонией эксплуататорского строя и испытал переход к империализму без явного раздвоения только после революционного скачка от эксплуататорского к коммунистическому строю, коммунистический строй, который является гармонией социосферы, испытает скрытое раздвоение на коммунизм и социализм только после грядущего революционного скачка от социосферы к ноосфере.

Если развитие эксплуататорского строя проходило в условиях косвенного примата производства над потреблениям, когда последнее вырывалось из-под контроля производства, заставляя последнее, для сохранения своего косвенного примата, производить новые трудовые отношения, то развитие коммунистического строя проходит при гармоничном примате производства над потреблением, причём производство достигает уровня производства самого общества. Однако любая система не может сама себя производить, поэтому развитие коммунистического строя проходило как ответ на негативное воздействие эксплуататорского строя. В настоящем состоянии коммунистического строя это негативное воздействие исчерпало свой потенциал развития и требуется переход к разумному развитию общества, что обеспечит внешнее воздействие будущей новой системы - ноосферы.




Приложение
Эрих Фромм - БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ (1941)
Глава 7. Свобода и демократия
Основная мысль этой книги заключается в том, что для современного человека свобода имеет двоякий смысл: он освободился от
прежней власти и превратился в “индивида”, но в то же время стал
изолирован и бессилен, стал орудием внешних целей, отчуждённым
от себя самого и от других людей. Мы говорили, что такое состояние подрывает человеческую личность, ослабляет и запугивает человека, подготавливает его к подчинению новому рабству. Позитивная же свобода означает полную реализацию способностей индивида, даёт возможность жить активно спонтанно. Свобода, движимая
внутренней логикой своего развития, достигла критической точки, где ей угрожает опасность обратиться в свою противоположность.

Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма, который был идеологической целью всего духовного развития Нового времени начиная с эпохи Возрождения. Культурный и политический кризис наших дней объясняется не тем, что индивидуализма стало слишком много, а тем, что наш так называемый индивидуализм превратился в пустую оболочку. Свобода может победить лишь в том случае, если демократия разовьётся в общество, в котором индивид, его развитие и счастье станут целью и смыслом; в котором жизнь не будет нуждаться в каком бы то ни было оправдании, будь то успех или что угодно другое; в котором индивидом не будет манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или экономическая машина; и, наконец, в котором сознание и идеалы индивида будут не интериоризацией внешних требований, а станут действительно его собственными, будут выражать стремления, вырастающие из особенностей его собственного “я”.

Ни в одном из предыдущих периодов истории эти цели не были достижимы; они
по необходимости оставались лишь идеологическими целями, поскольку не существовало материального базиса, необходимого для развития подлинного индивидуализма. Капитализм эту предпосылку создал. Проблема производства уже решена — по крайней мере в принципе; мы уже можем зримо представить себе будущее общество всеобщего изобилия, в котором борьба за экономические привилегии не будет вызываться экономической необходимостью. Проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня, состоит в такой организации социальных и экономических сил, чтобы человек — член организованного общества стал хозяином этих сил, а не их рабом.

Я всё время подчёркивал психологический аспект свободы, но неоднократно напоминал, что психологические проблемы не могут быть отделены от материальной основы человеческого бытия: экономической, социальной и политической структуры общества. Из этого следует, что для реализации позитивной свободы и индивидуализма необходимы такие экономические и социальные перемены, которые позволят индивиду стать свободным в смысле реализации его личности.

В задачи этой книги не входит ни рассмотрение экономических проблем, ни прогноз экономики будущего, но я хочу чётко определить, каким мне видится решение проблемы. Прежде всего мы не можем поступиться ни одним завоеванием современной
демократии; мы должны сохранить основное из них — представительное правительство, избираемое народом и ответственное перед ним, а также и все права, гарантированные конституцией каждому гражданину. Мы не можем поступиться также новым демократическим принципом, утверждающим, что никто не должен голодать, что общество ответственно за всех своих членов, что никто не будет вынужден — страхом безработицы и голода — к подчинению и потере человеческого достоинства. Эти основные достижения необходимо не только сохранить, но и упрочить и расширить. Но этого недостаточно.
Прогресс демократии должен заключаться в развитии действительной свободы, инициативы и спонтанности индивида; причём не только в сугубо личных или духовных сферах, но и прежде всего в той деятельности, на которой строится всё существование каждого человека, — в его труде. Каковы общие условия для этого? Нерациональное, бесплановое общество должно быть заменено обществом с плановой экономикой, которая позволит объединять и концентрировать усилия всего общества. Общество должно овладеть социальными процессами так же рационально, как овладело процессами природными. Главное условие для этого — уничтожение тайной власти небольшой кучки дельцов, хозяйничающих в экономике, без какой-либо ответственности перед массой людей, чьи судьбы зависят от их решений. Мы можем
назвать такой общественный строй демократическим социализмом,
но важно не название; важно организовать рациональную экономическую систему, которая служила бы интересам народа.
Сегодня огромное большинство народа не только не имеет никакого влияния на экономическую машину, но и почти лишено возможностей для проявления подлинной инициативы и спонтанности при выполнении своей работы. Они “наняты”, и от них требуется лишь выполнение того, что будет велено. Индивид может брать на себя ответственность за свой труд и применять свою творческую мысль лишь в условиях плановой экономики, при которых вся нация рационально овладела экономическими и социальными силами. Важно, чтобы индивиду была предоставлена возможность подлинной активности, чтобы единство целей общества и индивида превратилось из лозунга в реальность, чтобы индивид активно применял в работе свои способности, чтобы он мог ощутить ответственность за свой труд, потому что этот труд имеет смысл и цель в плане его человеческих задач. Мы должны заменить манипулирование людьми активным и разумным сотрудничеством. Формально политический принцип
“правительство — из народа, избранное народом, для народа” мы должны расширить и на сферу экономики.

Способствует ли некая экономическая и политическая система делу человеческой свободы? На этот вопрос нельзя ответить с точки зрения одной лишь политики или экономики. Единственный критерий реализации свободы — активное участие индивида в определении своей собственной судьбы и жизни общества не только формальным актом голосования, но и своей повседневной деятельностью, своей работой, своими отношениями с другими людьми. Современная политическая демократия — если она ограничена сугубо политической сферой — не в состоянии преодолеть последствия экономической ничтожности среднего индивида. Но и чисто экономический подход — как обобществление средств производства — тоже недостаточен. “Социализм” превратился в слово приманку, которую использовали в тактических целях и национал-социалисты, но сейчас я имею в виду Россию. Несмотря на обобществление средств производства, слово “социализм” стало в России лживым, потому что там широкими массами населения манипулирует всесильная бюрократия; даже если такая система управления и способна действовать в экономических интересах большинства народа, она неизбежно препятствует развитию свободы и индивидуализма.

Очевидно, что одна из величайших трудностей для организации условий подлинной демократии состоит в противоречии между плановой экономикой и активным сотрудничеством каждого индивида. Плановая экономика в масштабах сколь-нибудь крупной промышленной системы требует значительной централизации, а следовательно, и бюрократического аппарата, способного управлять этой
централизованной машиной. Вместе с тем, чтобы каждый индивид и каждая, даже мельчайшая, общественная ячейка могли активно участвовать в контроле и управлении системой в целом, необходима значительная децентрализация. Если планирование сверху не будет сочетаться с активным участием снизу, если поток общественной жизни не будет постоянно восходить снизу вверх, плановая экономика приведёт к новой форме манипулирования народом. Решение проблемы сочетания централизации с децентрализацией — одна из главных задач, стоящих перед обществом.
Эта задача, очевидно, не более сложна, чем те задачи технического плана, которые мы уже
решили, которые дали нам почти полное господство над природой. Но решить её можно только в том случае, если мы осознаем, что это необходимо, и если будем верить в людей, в их способность заботиться о своих подлинных человеческих интересах.
Здесь мы снова сталкиваемся с проблемой частной инициативы. В условиях либерального капитализма частная инициатива была одним из сильнейших стимулов и в развитии экономической системы, и в развитии личности. Но, во-первых, она развивала личность частично — лишь волю и разум, — а в остальном оставляла её подчинённой экономическим целям. Во-вторых, принцип частной инициативы хорошо работал только в начальную эпоху капитализма, в эпоху свободной конкуренции, когда было достаточно места для бесчисленного множества независимых мелких предприятий. Теперь эта область сузилась, и лишь очень немногие могут проявить свою частную инициативу. Если мы хотим реализовать этот принцип сегодня и расширить его настолько, чтобы свободной становилась вся личность в целом, это возможно лишь на основе рациональных, совместных усилий всего общества и при условии такой децентрализации, которая сможет гарантировать подлинное и активное сотрудничество и контроль над управлением со стороны мельчайших ячеек общей системы.

Только когда человек овладеет обществом и подчинит экономическую машину целям человеческого счастья, только когда он будет активно участвовать в социальном процессе, только тогда он сможет преодолеть причины своего нынешнего отчаяния: одиночество и чувство бессилия. Сегодня человек страдает не столько от бедности, сколько оттого, что превратился в винтик гигантской машины, в робота, оттого, что жизнь его лишилась смысла. Победа над авторитарными системами всех видов станет возможна лишь в том случае, если демократия будет не отступать, а наступать, осуществляя те цели, к которым стремились борцы за свободу в течение последних столетий. Демократия победит силы нигилизма лишь в том случае, если сможет вдохнуть в людей самую сильную веру, на какую способен человек, — веру в жизнь, правду и свободу — в свободу активной и спонтанной реализации человеческой личности.


Выводы.
Эрих Фромм - гуманист, утопист постмарксизма. Основная его идея - необходимость развития личности. Бегство от свободы - это бегство от развития. Бегство от свободы - это бегство от познания, от ответственности, от цели.

Потребление необходимо для развития личности.
"...не существовало материального базиса, необходимого для развития подлинного индивидуализма. Капитализм эту предпосылку создал. Проблема производства уже решена — по крайней мере в принципе; мы уже можем зримо представить себе будущее общество всеобщего изобилия, в котором борьба за экономические привилегии не будет вызываться экономической необходимостью. Проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня, состоит в такой организации социальных и экономических сил, чтобы человек — член организованного общества стал хозяином этих сил, а не их рабом." Это уже марксизм.
Можно сказать, что Эрих Фромм за всё хорошее против всего плохого.
Но для развития личности требуется участие её в развитии общественных отношений и наоборот, то есть развивающейся личности требуется, чтобы общественные отношения развивались. Как говорил Маркс, сам учитель должен быть обучен. Так как система не может преобразовать саму себя - необходима субъектность надсистемы подлинного индивидуализма, то есть разумного энтузиазма. Самосознание в качестве субъекта раздваивается с выделением разума, то есть разумного энтузиазма.

Эрих Фромм видит ущербность как капитализма, так и социализма для свободного развития личности. Он предлагает ограничить с помощью общества диктатуру системы обмена товаров (уничтожение тайной власти небольшой кучки дельцов, хозяйничающих в экономике) и диктатуру бюрократии (слово “социализм” стало в России лживым, потому что там широкими массами населения манипулирует всесильная бюрократия).

Можно сказать, что Эрих Фромм наш человек. (Только когда человек овладеет обществом и подчинит экономическую машину целям человеческого счастья, только когда он будет активно участвовать в социальном процессе, только тогда он сможет преодолеть причины своего нынешнего отчаяния: одиночество и чувство бессилия. Сегодня человек страдает не столько от бедности, сколько оттого, что превратился в винтик гигантской машины, в робота, оттого, что жизнь его лишилась смысла.)

Но надо отметить, что гуманизм Эриха Фромма бесплоден, ибо он не предложил действенного пути решения проблемы развития личности. Действительный путь к свободе лежит через свободу мысли, примат познания над производством и диктатуру разумного энтузиазма.

Развитие сознания человека сопровождает развитие общества.
Капитализм возник как раздвоение эксплуататорского строя и повлёк развитие самосознания. Эрих Фромм: "Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма, который был идеологической целью всего духовного развития Нового времени начиная с эпохи Возрождения."
Развитие самосознания прошло этап самосознания отдельного раба, вырванного из первобытной общины, в условиях рабовладения, затем этап самосознания коллективного раба под крышей религии в условиях феодализма и достигло самосознания индивидуала под крышей буржуазного мировоззрения, то есть в сфере обмена товаров в качестве потребителя. Буржуазный индивидуализм - это рабство в системе рыночных отношений, но при этом индивидуал освободился от рабства государства. Государство вынуждено его покупать.

Коммунистический строй возник в результате раздвоения социосферы. Прошло также раздвоение самосознания (осознание себя в качестве потребителя) на самосознание под крышей буржуазного мировоззрения и на самосознание под крышей пролетарского мировоззрения. Пролетарское мировоззрение представляет собой форму мировоззрения потребления. Но познание является сверхзадачей человечества. Поэтому разумные энтузиасты должны создать глобальную информационную сеть, в которой обмен информацией будет подчинён добыче информации, синтезу знания на основе теории развития, принятой в качестве метода познания.

Ноосфера - это раздвоение Живой Природы - раздвоение с выделением из самосознания разума. В ноосфере практика познания осуществит примат над общественной практикой путём разумного развития общества в рамках мировоззрения развития.

ПРОЕКТ НООСФЕРА

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
kozakpetro
Nov. 24th, 2018 05:53 pm (UTC)
Отличная статья, "5" баллов.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

nipolin
nipolin

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Page Summary

Powered by LiveJournal.com