nipolin (nipolin) wrote,
nipolin
nipolin

Categories:

Протяжённость (континуум) против прерывистости (дискретности)

(по мотивам С.Б.Переслегина : Совпадение фазового перехода человечества и кризиса познания).

ОТО против квантовой физики, эволюция против революции, сеть против своего элемента, иерархия против своего члена и против сети. Сеть формирует иерархию для ограничения своих элементов - сеть таким способом пытается сделать себя закрытой системой.
Квантовая физика довела прерывистость до теории струн, но так и не смогла вывести из неё протяжённость. Протяжённость - это среда, в которой протекают волновые явления - гравитация, инерция, электромагнетизм, сохранение энергии, симметрия и всякое движение. С данной проблемой столкнулась математика и попыталась с помощью теории множеств избавиться от противоречия прерывистости и протяжённости (линия есть множество точек), но безуспешно, так как такой переход возможен только виртуально, через бесконечность. Эту проблему изучали ещё древние греки (апории Зенона). Следует полагать, любые логические парадоксы сводятся к данному противоречию.

Итак, определилось противоречие - прерывистость как отдельное и протяжённость как всеобщее. Как всякие противоположности, их нельзя свести к одной из них и, посему, теория развития мироздания должна быть противоречива, но при этом примат должен принадлежать либо протяжённости, либо прерывистости. Согласно теории развития новое, возникающее из старого, обладает большими реализованными возможностями в отличие от старого с его большими потенциальными возможностями. В силу этого прерывистость обладает приматом относительно протяжённости.

Предыдущее единство раздвоилось на протяжённость и прерывистость. Как и всякое противоречие, в своём развитии оно проходит этапы становления, антагонизма и гармонии. На этапе становления протяжённость оказалась под давлением прерывистости и в стремлении завоевать примат использовала свой нераскрытый потенциал и уже на этапе антагонизма достигла косвенного примата над прерывистостью в форме всеобщей связи или всеобщей взаимозависимости. При скачке в гармонию с раздвоением возникла новообразованная Вселенная, в которой противоречие прерывистости и протяжённости достигло гармонии в форме примата развития над всеобщей связью. Новообразованной Вселенной вследствие раздвоения антагонизма противостоит то, что осталось от антагонизма после выделения Вселенной. В развитии осуществляется примат прерывистости над протяжённостью, но этот примат вынужден учитывать всеобщую связь.

В итоге следует вывод, что парадигма познания должна избавиться от односторонности и перейти к осознанию противоречивости мироздания и в качестве исходного пункта познания принять примат развития над всеобщей связью.

Абстрактное мышление пытается избежать противоречивости мироздания, пытается избежать когнитивного диссонанса путём создания жёсткой иерархии понятий (закрытая система), которая ограничивает познание. Всякое новое знание фильтруется или блокируется до тех пор, пока необходимость становится неизбежной. Абстрактное мышление по С.В.Савельеву подчиняется биологическому (лимбической системе ), поэтому всегда стремится к ограничению своей деятельности биологическими запросами и превращению, таким образом, в закрытую систему с минимумом энергии. И только воздействия социального через лобные области неокортекса выводят абстрактное мышление из равновесия и делают его открытой системой путём постоянного создания когнитивного диссонанса. Познание осуществляется посредством постоянного преодоления когнитивного диссонанса - преодоление одного противоречия открывает новое противоречие, в результате абстрактное мышление становится противоречивым и, следовательно, познающий человек научается мыслить противоречиями.

Это же противоречие прерывистости относительно протяжённости находится и в противоречии свободного труда и коллективного труда (и разделения труда). Как совместить инициативу и коллективный труд (сеть трудовых отношений)?
По-видимому, это возможно только в ходе развития личности и общества, то есть при условии примата развития относительно всеобщей связи. Если бытие определяет сознание, то оно же заставляет это сознание на основе познания заняться изменением мира. Социум из состояния объекта переходит в положение субъекта развития.

ПРОЕКТ НООСФЕРА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments