nipolin (nipolin) wrote,
nipolin
nipolin

Category:

СВОБОДА-РАВЕНСТВО-БРАТСТВО

Современный либерализм превращается в свою противоположность, в тоталитаризм. Пример нацистской Германии свидетельствует, тоталитаризм неминуемо приводит к деградации общественных отношений. Поэтому следует разобраться в диалектике понятий свобода, равенство, братство.

Лозунг свобода, равенство, братство появился во время французской капиталистической революции. Но он логически противоречив. Свобода отрицает равенство. Равенство отрицает свободу. Братство непонятно, основано ли на свободе или на равенстве. Этот лозунг отражает действительное развитие мировоззрения - от свободы через равенство к братству.

Лозунг свобода, равенство, братство возник в эксплуататорском строе и есть его сущность. Свобода может быть от чего и для чего. В данном случае свобода от феодальных общественных отношений и свобода для меновых отношений (капиталистических). Поэтому равенство есть равенство перед буржуазным законом, а братство есть возврат к примату свободы в рамках системы меновых отношений - купи-продай друг друга. Кризис этой системы либерализма проявляется в деградации, в возврате к равенству на базе буржуазного тоталитаризма (фашизма).

Человеческое общество возникло из равенства. Поэтому в коммунистическом строе такой лозунг имеет вид - равенство, свобода, братство. В этом случае равенство означает равенство личностей перед обществом, свобода от эксплуатации и меновых отношений и свобода для развития личности, а братство есть свободное равенство с приматом равенства над свободой.

Коммунистический строй, как синтез первобытно-общинного и эксплуататорского строев, может существовать только в системе противоречивого взаимодействия с эксплуататорским строем. Это взаимодействие необходимо как для развития коммунистического строя, так и для ограничения деградации эксплуататорского строя и, в конечном счёте, для контроля последнего. Но последнее произойдёт только после возникновения в недрах эксплуататорского строя, а точнее, в недрах империализма, ноосферы. Аналогично, в своё время капитализм смог контролировать феодализм только после возникновения на основе феодальной империи коммунистического строя.


РАВЕНСТВО-СВОБОДА-БРАТСТВО

Проблема соотношения или взаимоотношения коллективизма и индивидуализма есть основная проблема развития социосферы.

Эрих Фромм в книге БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ (1941) делал ставку на индивидуализм.
"Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма, который был идеологической целью всего духовного развития Нового времени начиная с эпохи Возрождения. Культурный и политический кризис наших дней объясняется не тем, что индивидуализма стало слишком много, а тем, что наш так называемый индивидуализм превратился в пустую оболочку."

"Политический кризис наших дней" - это социализм в СССР и нацизм в Германии, где победил коллективизм и где убежали от свободы. Но, как всякий догматик, он от индивидуализма перескакивает к коллективизму, не осознавая этого и не испытывая никаких сомнений.
"Прогресс демократии должен заключаться в развитии действительной свободы, инициативы и спонтанности индивида; причём не только в сугубо личных или духовных сферах, но и прежде всего в той деятельности, на которой строится всё существование каждого человека, — в его труде. Каковы общие условия для этого? Нерациональное, бесплановое общество должно быть заменено обществом с плановой экономикой, которая позволит объединять и концентрировать усилия всего общества. Общество должно овладеть социальными процессами так же рационально, как овладело процессами природными. Главное условие для этого — уничтожение тайной власти небольшой кучки дельцов, хозяйничающих в экономике, без какой-либо ответственности перед массой людей, чьи судьбы зависят от их решений. Мы можем назвать такой общественный строй демократическим социализмом, но важно не название; важно организовать рациональную экономическую систему, которая служила бы интересам народа."

Итак, как только Эрих Фромм вспомнил о труде, тут же он подумал об обществе с плановой экономикой и об ответственности индивидуалиста перед обществом, то есть перед коллективом. В итоге он пришёл к примату коллективизма над индивидуализмом (не приходя к осознанию этого).

Лозунг французской революции СВОБОДА-РАВЕНСТВО-БРАТСТВО свойствен всему эксплуататорскому строю, который возник как отрицание первобытно-общинного строя. Но последний характеризуется приматом коллективизма над индивидуализмом, причём индивидуализм ещё не приобрёл социальную форму, то есть был чисто биологическим. Тогда как в эксплуататорском строе примат принадлежит уже индивидуализму, в котором биологическое прикрыто социальной формой. Поэтому в лозунге свобода-равенство-братство свобода выражает биологические запросы личности, которые под воздействием коллективизма ограничиваются равенством (равная свобода), но в братстве возвращаются к господству индивидуализма над коллективизмом (свободное равенство).

Распад первобытной общины по разным внутренним и внешним причинам привёл людей в состояние свободы от коллектива, но эта свобода индивида неизбежно дополнилась рабской зависимостью от биологических потребностей и непосредственным рабством. Распад рабовладения привёл к феодальной зависимости с возможностью эксплуатировать самодеятельного работника, не диктуя ему каждодневные задачи. Такой работник пользовался равной свободой в коллективе в силу того, что его свобода, ограниченная обычаем и религиозным мировоззрением, превратилась в неосознанную необходимость. Распад феодализма превратил самодеятельного работника в наёмного раба, который приобрёл относительную свободу в рамках системы обмена товаров, то есть получил свободу приравнивать себя к товарам (свободное равенство).

Коммунистический строй представляет собой синтез первобытно-общинного и эксплуататорского строев и есть возврат к примату коллективизма над индивидуализмом. Поэтому он должен отталкиваться от равенства, а не от свободы. Поэтому его лозунг - равенство-свобода-братство. Равенство соответствует примату коллективизма над индивидуализмом. Под воздействием последнего равенство ограничивается свободой (свободное равенство), а в братстве возвращается к примату коллективизма над индивидуализмом (равная свобода).

Формула "свободное равенство" определена для третьей стадии эксплуататорского строя и для второй стадии коммунистического строя. По-видимому, этим совпадением объясняется конвергенция (похожие признаки, рыба-кит) капитализма и социализма.

Тогда почему образованные успешные люди, артисты, интеллигенты, учёные, агенты КГБ и т.п. бегут из социализма в капитализм, бегут из РФ, бежали из СССР. Если сами не бегут, то детей непременно отправляют на Запад. Очевидно, это побег из равенства в свободу. Ибо свободное равенство капитализма есть гармония исходного примата свободы над равенством, а свободное равенство социализма есть антагонизм исходного примата равенства над свободой.

Рассмотрим подробнее. Равенство подавляет свободу, а свобода необходима для развития человеческой личности. Но последняя не может быть и не может развиваться вне коллектива, сама по себе, без общения с другими людьми. Поэтому свойства коллектива и общества определяют возможность и направляют развитие личности в ту сторону, которая необходима для стабильного существования данного общества. В силу этого примат свободы подрывает основы общества, а примат равенства стабилизирует общество. Получается, что с точки зрения развития эксплуататорский строй и коммунистический строй дополняют друг друга - стихийное развитие первого ограничивается стабилизирующим воздействием второго, что делает необходимым осознанное, разумное, хотя и вынужденное, развитие коммунистического строя.

Формула "равная свобода", определённая для феодализма и для коммунизма, означает ведущую роль субъекта в уравнивании свободы. Свобода превращается в осознанную необходимость в силу господства определённого мировоззрения, либо религиозного мировоззрения для феодализма, либо мировоззрения развития для коммунизма.

В коммунизме мы придём к апофеозу антропоцентризма. Если рассматривать с позиции развития, то коммунизм в качестве высшей стадии социосферы есть тупик. Но он же представляет собой завершение этапа антагонизма Живой Материи и послужит ступенькой к этапу синтеза Живой Материи, то есть к ноосфере. В коммунизме гармоничный примат равенства над свободой будет ограничивать свободомыслие и свободное познание. Поскольку без познания невозможно столь необходимое для коммунизма мировоззрение развития, постольку оно, это познание, будет проходить в качестве вынужденной реакции на влияние новообразованной ноосферы.


ПРОЕКТ НООСФЕРА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments