nipolin (nipolin) wrote,
nipolin
nipolin

Categories:

Теория упорядочивания9-1-2

9. Эврика. Конкретное развитие феодализма, капитализма, коммунистического строя и возникновение ноосферы


Конкретное есть абстракция, соотнесённая с действительностью.

Рассмотрим действительное возникновение коммунистического строя из эксплуататорского строя и наметим путь образования будущей ноосферы из социосферы.



Обычные марксисты рассматривают возникновение коммунистического строя или социализма исходя из кризиса капитализма, из кризиса товарно-денежных отношений. Но этот кризис представляет собой всего лишь следствие более общего кризиса эксплуататорского строя, кризиса всей социосферы, заключающегося в том, что меновые отношения захватывают примат над человеческими отношениями - отношения вещей управляют отношениями людей. Поэтому социализм не возникает на основе капитализма, а происходит раздвоение эксплуататорского строя в ходе чего коммунистический строй возникает из эксплуататорского строя. Поэтому социалистические революции и социализм возникают в недоразвитых полуфеодальных-полукапиталистических обществах.

Капитализм готовит всего лишь условия социалистической революции в виде создания армии наёмных работников, в которой неизбежно появляются объединяющие и консолидирующие идеи коллективизма (марксизма), то есть идеи примата трудовых отношений над меновыми отношениями людей. Таким образом, капитализм создаёт возможность нового порядка, с которым он вынужден затем бороться после его превращения из возможности в действительность и эта борьба обеспечивает развитие самого капитализма. Но возможность этого же нового порядка вместе с капитализмом переносится и в недоразвитые полуфеодальные-полукапиталистические общества, в которых, при определённых условиях, созданных тем же капитализмом, возникает новый порядок в форме диктатуры пролетариата, когда коллективизм, трудовые отношения захватывают примат над меновыми отношениями.

Надо отметить, что развитие капитализма проходило на фоне борьбы с феодализмом. Но вместе с победой капитализма над феодализмом возникли идеи социализма и возникло новое виртуальное противостояние социализм - капитализм. Посему, империализм как третья стадия капитализма возник вследствие и как необходимость противодействия идеям социализма внутри капитализма, как следствие рабочего профсоюзного движения и соответствующей необходимости обеспечить растущие потребности рабочего класса за счёт мировых ресурсов.

Поэтому империализм вынужден выступать субъектом в противоречии с коммунистическим строем, стимулом чему является давление внутреннего социализма, а мотивом - стремление покончить с коммунистическим строем, а уже потом расправиться с внутренним социализмом. Следовательно, коммунистический строй обречён на вынужденное развитие под давлением империализма, а империализм обречён поддерживать такое давление, ибо ослабление такового грозит его распадом и переходом к социализму.

Итак, антагонизм (империализм как высшая форма капитализма и эксплуататорского строя) сохраняет примат над гармонией (коммунистический строй), которая поначалу представляет собой возврат к этапу становления (первобытнообщинный строй), который антагонизм (эксплуататорский строй) ранее благополучно победил и поглотил. Но именно это внутреннее, то, что осталось от становления, ограничивает этот примат антагонизма над гармонией и по мере развития гармонии (коммунистический строй) примат испаряется.

Гармония гармонии (империализм) этапа антагонизма выявляет тупик развития антагонизма (эксплуататорского строя) и в качестве выхода из него происходит раздвоение этапа антагонизма с рождением этапа гармонии (коммунистический строй). Противоречивое взаимодействие антагонизма с возникшей гармонией обеспечивает развитие высшей стадии гармонии антагонизма (империализм). Но так как эта последняя (империализм) заинтересована в собственном развитии в первую очередь для собственного выживания, то она выступает субъектом в борьбе с возникшей гармонией (коммунистический строй). Поэтому возникшая гармония развивается как объект этого взаимодействия с антагонизмом, то есть эта гармония для своего развития нуждается в антагонизме.

Исторически, уже как следствие империалистической войны, произошёл распад феодальных империй и случилась социалистическая революция на обломках Российской империи. Следовательно, гармония капитализма (империализм) появилась раньше гармонии социосферы (коммунистический строй). По аналогии следует предполагать, что гармония коммунистического строя (коммунизм) появится прежде гармонии Живой Материи (ноосфера). Возникновение ноосферы произойдёт в рамках движущего противоречия Живой Материи (информационное взаимодействие - примат добычи информации над передачей информации), которое в целом контролирует развитие этапов Живой Материи.

Разумное развитие гармонии из объекта может и должно стать субъектом, если оно будет представлять антагонизм более высокого уровня в противоречии его с возникающей новой гармонией более высокого уровня. Например, коммунистический строй станет субъектом в противоречии с капитализмом (а в его лице и с эксплуататорским строем), так как будет представлять социосферу в противоречии с ноосферой, которая станет третьим, гармоничным, этапом Живой Материи. Таким образом, коммунистический строй в качестве гармонии социосферы добивается субъектности (гармония достигает примата над антагонизмом) только вследствие осуществления субъектности над новообразованной ноосферой. Аналогично, капитализм добился субъектности над феодализмом только после возникновения коммунистического строя и за счёт осуществления субъектности над ним в связи с необходимостью эксплуататорского строя в защите от коммунистического строя. Эксплуататоры всего мира объединились под знаменем империализма.


9.1. Переход к феодализму

Феодализм возникает, когда община превращается в войско, в орду, в государство для завоевания других общин и грабежа их, что со временем приобретает форму дани или налогов. В отличие от рабовладения, которое возникает вследствие распада общины и появления долгового рабства. Меновые отношения выходят на передний план, но сам акт обмена может совершаться только под контролем общества, то есть в конечном счёте меновые отношения подчиняются трудовым отношениям людей, ибо долг есть понятие социальное. Поэтому рабы являются частью общины, собственностью общины, о которой надо заботиться как о всякой другой собственности, как, например, заботятся о домашнем скоте. Рабы в виде военной добычи остаются в том же качестве домашнего скота. Так называемый азиатский способ производства эпохи рабовладения отличается тем, что меновые отношения возникают между государством и общинами, когда общины целиком попадают в долговое рабство государства.

Первое тысячелетие новой эры прошло под знаком распада рабовладельческих империй и образования феодальных государств. Феодализм в своём развитии проходит этапы: становления (рэкит, разбой), антагонизма (междоусобица и фронда) и гармонии (абсолютизм). Этап становления завершается образованием феодальной пирамиды, основанной на насилии, представляющей прообраз государства, . На этапе антагонизма феодальная пирамида в ходе междоусобицы рассыпается. Наконец, после раздвоения антагонизма возникает абсолютизм в качестве гармонии феодализма, а фронда продолжает представлять антагонизм, противостоящий гармонии. Феодальная пирамида заново собирается под властью монарха и получает форму государства с бюрократией, противостоящей фронде.

Всё куплю, сказало злато, всё возьму, сказал булат (А.С. Пушкин).
У государства, которое есть извращённый венец трудовых отношений общины, есть примат над меновыми отношениями, над торговцами. Это феодализм. Феодализм есть антагонизм эксплуататорского строя, а последний есть антагонизм социосферы. Таким образом, второй антагонизм есть возврат к становлению социосферы, к первобытнообщинному строю. В феодализме, как и в первобытнообщинном строе примат принадлежит социальному, то есть трудовым отношениям в условиях феодализма, только этот примат в феодализме принял извращённую форму примата государства (тогда как государство, в свою очередь, есть извращённая форма иерархии, вырастающей из трудовых отношений общины). В религии находит выход стремление к коллективизму, утерянному при распаде первобытной общины.

По аналогии: социосфера - антагонизм Живой Материи, которая есть антагонизма Материи. Второй антагонизм есть возврат к становлению Материи, то есть к Неживой Материи. Примат электромагнетизма в последней принял извращённую форму примата передачи информации над добычей информации в социосфере.


Антагонизм гармонии повторяет антагонизм, предшествующий гармонии.
Антагонизм антагонизма повторяет становление, предшествующее антагонизму.
Антагонизм становления повторяет предшествующую гармонию высшего уровня.


Антагонизм феодализма - междоусобица - есть возврат к становлению высшего антагонизма, возврат к становлению эксплуататорского строя, возврат к рабовладению. Феодальная междоусобица есть отрицание феодальной пирамиды внутри этой самой пирамиды. Это отрицание не может не опираться на меновые отношения, которые образуют противоречие с государством, которое есть извращённая форма иерархии, вырастающей из трудовых отношений общины, то есть меновые отношения противостоят насилию (золото против булата).

Поэтому рабовладение как становление эксплуататорского строя образовано приматом меновых отношений над трудовыми отношениями. Люди превращались в рабов вследствие обмена своей жизни на предметы потребления, необходимые для жизни, соответственно, сами люди добровольно стали предметами потребления, а в качестве военной добычи также обменивались на предметы потребления. Следовательно, насилие осуществлялось по заказу меновых отношений, что означает примат торговцев над государством.

При феодализме институт рабовладения продолжал существовать только в форме военной добычи. Итак, междоусобица как антагонизм феодализма характеризуется стремлением к возврату примата меновых отношений над насилием. Это стремление осталось в форме феодальной фронды при переходе к абсолютизму. Абсолютизм образовался в результате раздвоения междоусобицы. Феодальная фронда, противостоявшая абсолютизму и опиравшаяся на меновые отношения, послужила основой нового порядка, капитализма, в котором меновые отношения возвратили свой примат над государством. В этой связи, требование анархистов отменить государство поддерживает примат торговой иерархии.

Почему эволюция феодализма в Европе и Азии столь различна, другими словами, почему развитие эксплуататорского строя в Европе и Азии пошло разными путями. По-видимому, корень проблемы состоит в роли общины в этом развитии. Феодализм в Западной Европе образовался на обломках Западно-Римской рабовладельческой империи в ходе завоевания её племенами германцев, в которых уже произошёл распад общины и община превратилась в войско. Аналогичные процессы распада общин использовал Чингизхан для формирования из них войска и установления феодальной империи скотоводов-кочевников, быстро распавшейся в наступившей стадии междоусобицы. Очевидно, империи земледельцев более устойчивы, ибо способны преодолевать стадию междоусобицы.

Восточно-Римская рабовладельческая империя смогла благополучно превратиться в феодальную империю, просуществовавшую около тысячи лет, пока не была завоёвана окружающими племенами и феодальными государствами. Но этот плавный переход к феодализму в Византии имел место потому, что не прошёл распад общин, так как государство стремилось сохранить их для управления людьми. В целом, этот способ управления можно назвать азиатским способом производства, где государству противостоит не отдельный человек, а община. Восстание общин может низвергнуть государство, но только для того, чтобы установить новое государство. Меновые отношения вынужденно остаются под контролем государства, ибо только свобода рынка способны разделить общину на отдельных людей со своей свободой воли. Также государственный контроль над торговлей препятствовал появлению торговой фронды. Вот почему один китайский император запретил заморскую торговлю и велел сжечь большие корабли. В итоге, несколько веков спустя Китай получил опиумные войны, в ходе которых интервенты получили поддержку со стороны торговой иерархии, возникшей в недрах китайского абсолютизма.

Абсолютизм возникает как иерархия из сети феодальных иерархий как реакция низов общества на междоусобицу. Поэтому абсолютизм при отрицании междоусобицы вынужденно опирается на общественную потребность единого порядка, гарантом которого должен выступать монарх. Мировоззрение в форме религии возникает вместе с феодализмом, но религия никогда не обладает субъектностью, всегда используется в общественной борьбе в качестве инструмента, хотя всегда держит нос по ветру.

Абсолютизм в качестве гармонии феодализма есть возврат к становлению, к этапу рэкета, когда насилие имело примат над всякими феодальными отношениями. Но в условиях гармонии это насилие осуществляется посредством этих же феодальных отношений, в чём и состоит отрицание (второе отрицание в рамках феодализма) междоусобицы. Тогда как первое отрицание при переходе из этапа становления феодализма в этап антагонизма есть отрицание насилия феодальными отношениями в рамках феодальной пирамиды. При возникновении абсолютизма из междоусобицы образуется противоречие абсолютизма (гармония) и вновь собранной феодальной пирамиды (антагонизм). Их взаимодействие определяет дальнейшую историю феодализма и возможный переход к капитализму.


9.2. Переход к капитализму

При капитализме имеем возврат к примату меновых отношений.
В определённых общественных условиях феодальная фронда побеждает абсолютизм и устанавливает капитализм. Феодализм раздваивается, порождая капитализм. Такое раздвоение впервые в человеческой истории испытала испанская феодальная империя. В Нидерландах, которые были частью испанской феодальной империи, вовсю развернулась торговля и вполне капиталистические мануфактуры. Однако фи­нан­со­вая экс­плуа­та­ция Ни­дер­лан­дов Ис­па­ни­ей вызвала рост ан­ти­ис­пан­ских на­строе­ний во всех сло­ях ни­дерландского об­ще­ст­ва. Например, был введён НДС 10%, что вызвало цепь банкротств, экономический кризис и обнищание низов. Протест принял религиозную форму.

В стра­не раз­вер­ну­лась гражданская вой­на (1566-1609г.г.): ни­дерландское дво­рян­ст­во стре­ми­лось об­ра­зо­вать ари­сто­кра­тическую рес­пуб­ли­ку, но бо­га­тое ку­пе­че­ст­во не со­гла­ша­лось ус­ту­пать ему пер­вен­ст­во. Нидерланды были разделены на капиталистические северные провинции и южные провинции под властью Испании. В конце концов, по итогам европейской Три­дца­ти­лет­ней вой­ны 1618-1648 годов Ис­па­ния по­тер­пе­ла по­ра­же­ние и офи­ци­аль­но при­зна­ла государственную не­за­ви­си­мость Со­еди­нён­ных про­вин­ций Нидерландов.

Итак, капиталистическая революция в Нидерландах прошла под руководством фронды, которая ранее испытала раздвоение в борьбе с абсолютизмом. Именно раздвоенность фронды позволяла абсолютизму установить свой примат относительно фронды. Но эта же раздвоенность фронды позволили одной её половине с опорой на новые общественные отношения победить абсолютизм, а вместе с ним и феодализм, и перейти к капитализму. Нидерланды оказались слабым звеном феодализма.

Три­дца­ти­лет­няя вой­на открыла эпоху перехода к капитализму в Европе. Английская капиталистическая революция происходила в 1640—1660 годах, можно сказать, по следам Три­дца­ти­лет­ней вой­ны, ослабившей Испанию, извечного врага Англии.

В истории феодализма Англии следует выделить следующие события. Завоевание Англии французскими норманнами в 1066 году имело своим следствием объединение всех феодалов в единое государство. Magna Carta - Великая Хартия Вольностей 1215 года - устанавливает и узаконивает феодальную пирамиду. Через два с половиной века разразившаяся междоусобица разрушает эту пирамиду и вновь созданная пирамида уже в условиях абсолютизма образована не только земельной аристократией, но и новоявленными аристократами, разбогатевшими на торговле и мануфактуре. Последние образовали фронду, с которой абсолютная монархия была вынуждена вести борьбу.

Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (король против парламента) в части распоряжения финансами, вылившегося в гражданскую войну с элементами религиозной войны. Интересно, что среди вооружённых революционеров существовала партия уравнителей, предшественников французских якобинцев.

Конфликт между землевладельцами старого (феодального) и нового (капиталистического) типа выразился в виде противостояния короля и парламента. «Долгий парламент», который, представляя фронду, состоял из роялистов и буржуазного толка аристократов, выдвинул основные требования: слом феодальной бюрократической машины, недопущение создания постоянной армии, подвластной королю, отмена финансовых мер короны, вызвавших всеобщее экономическое расстройство, контроль парламента над церковью как орудием пропаганды. Эти требования означали добровольную ликвидацию абсолютизма, на что король не пошёл и был казнён после поражения в гражданской войне. Дальнейшие события - завоевание Ирландии, Кромвель и реставрация монархии - относятся уже к эпохе капитализма.

Итак, переход к капитализму в Англии также произошёл под руководством обуржуазившейся части фронды (феодалы превратились в купцов), опирающейся на буржуазию и противостоящей абсолютизму. Причём этот период совпал с концом Три­дца­ти­лет­ней вой­ны, ослабившей всю континентальную Европу, которая даже не пыталась навести феодальный порядок в Англии, памятую о бесславном разгроме испанской Армады.

Французская капиталистическая революция (1789-1793 годы), аналогично, была результатом противоборства фронды и абсолютизма и результатом раздвоения фронды с выделением буржуазной фронды, предшественники которой, гугеноты, были уничтожены (Варфоломеевская ночь) или высланы из страны ещё два века назад. Феодальная интервенция против революционной Франции получила ответ в виде наполеоновских завоеваний уже в капиталистическую эпоху Франции.

По итогам перехода из феодализма в капитализм следует, что гармония феодализма (абсолютизм), возникшая в результате раздвоения антагонизма феодализма, достигает в своём развитии стадии антагонизма, который при некоторых благоприятных для развития условий (фронда купцов) испытывает внутреннее раздвоение при переходе к гармонии абсолютизма. Последний не выдерживает противоборства с антагонизмом, тем антагонизмом, что остался после выделения из него гармонии, то есть гармония не выдерживает противоборства с породившим её антагонизмом. Но эта победа антагонизма абсолютизма есть пиррова победа, ибо она происходит благодаря созданию нового порядка, где нет места этому антагонизму абсолютизма.

Эта победа обусловлена раздвоением антагонизма и становится возможной только после обособления его второй части на основе нового взаимодействия (обособления нового порядка), в данном случае, на основе меновых отношениях, которые противостоят властным отношениям. Это раздвоение антагонизма абсолютизма и победа его над гармонией абсолютизма имеет своим результатом раздвоение феодализма с образованием капитализма, который противостоит оставшейся части феодализма. Капитализм становится возможным, когда низы в своём стремлении к порядку совершают выбор, предпочитая феодальному порядку, основанному на насилии, порядок, основанный на меновых отношениях. Результат такого выбора становится действительностью только после гражданской войны.

Однако после победы буржуазия вынуждена возрождать абсолютизм в рамках капитализма, что принимает форму реставрации феодальных сословий и монархии или президентского правления под маской демократии.

Развитие капитализма делится на три этапа - этап становления (революционные войны с феодальным окружением и захватом колоний по возможности), этап антагонизма (реставрация феодальных отношений) и этап гармонии (империализм как окончательная победа над феодализмом).

Развитие капиталистического производства происходит параллельно и проходит свои три этапа - мануфактура, машинное производство и корпорации. Первому этапу соответствует монополия, ибо всякий ручной труд уникален, и он требует государственной защиты от внешнего производителя. Второму этапу соответствует конкуренция, ибо машинное производство даёт на выходе одинаковые продукты в количестве, превышающем спрос. Третьему этапу соответствует империализм - внутреннее антимонопольное законодательство, как реакция на корпорации, и внешняя силовая государственная поддержка своего производства, то есть поддержка внешней монополии, в том числе и на ресурсы. С позиции меновых отношений первому этапу соответствует становление финансового капитала (первоначальное накопление капитала), второму этапу соответствует доминирование промышленного капитала, а третьему этапу - доминирование финансового капитала.

Машинное производство имеет своим следствием и производство армии наёмных работников. Последние, в силу условий труда, создают трудовые коллективы, где возрождаются общинные трудовые отношения и где трудовые отношения в самом процессе производства доминируют над меновыми отношениями. Однако, вследствие господства меновых отношений в обществе, трудовые отношения используются наёмными работниками в негативном качестве (в форме забастовок, то есть отказа от трудовых отношений) по отношению к меновым отношений в сфере оплаты своего труда (бунт на коленях). Положительные качества трудовые отношения могут проявить в форме диктатуры пролетариата и примата трудовых отношений над меновыми отношениями (к чему и призывает марксизм).

Предпосылки коммунистического строя в капитализме появились на этапе антагонизма в сфере машинного производства в процессе коллективного труда. Но эти предпосылки были реализованы в ходе борьба капитализма с феодализмом.

Переход из антагонизма капитализма в гармонию (империализм) ознаменован участием в политической борьбе рабочего движения в качестве третьей силы, что проявилось в революциях 1848-1852 годов. В этот же период возник марксизм. Затем последовали войны с феодальными империями - опиумные войны 1840-1842 и 1856-1860 годов, крымская война 1853-1856 годов. По итогам этих войн феодальные империи были вынуждены стать на путь капиталистического развития экономики при сохранённых феодальных отношениях.



ПРОЕКТ НООСФЕРА КАК УПОРЯДОЧИВАНИЕ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments