nipolin (nipolin) wrote,
nipolin
nipolin

Category:

ПРОБЛЕМА КОММУНИЗМА - ПРОБЛЕМА СВОБОДНОГО ТРУДА

Коммунизм, понимаемый как социальное государство, не способен к саморазвитию. Могут сказать, что при коммунизме не будет государства. Но и тогда коммунизм как общество всеобщего благоденствия не будет способен к саморазвитию. Общество потребления без развития обречено на вымирание. Коллективизм основан на идее потребления. По этой причине в коммунизме есть проблема свободы воли. Надо понимать, что свобода воли не совместима с приоритетом потребления.


Трудность понимания этого положения заключается в диалектике мотива и стимула человеческой деятельности. Мотив - это внутреннее побуждение, а стимул - это внешнее побуждение человеческой деятельности. Рассматривая их как противоположности противоречия, следует принять стимул в качестве примата относительно мотива. На первом этапе стимул определяет мотив, на втором этапе мотив пытается принять форму стимула, а на третьем этапе происходит возврат к примату стимула над мотивом и развитие данной системы завершается. Возникает тупик развития, для преодоления которого необходимо создание новой системы в недрах старой системы. Вот для чего требуется свобода воли и выход за пределы старого стимула и мотива.

Внутреннее развитие всякой системы определяется в конечном счёте внешней средой, хотя на определённом этапе развития (антагонизм) система способна преобразовывать внешнюю среду. Но затем, на этапе синтеза происходит возврат к примату внешней среды. Для человеческой личности такой внешней средой является общество, коллектив, а для социосферы в целом внешней средой служит биосфера.

Империализм есть синтез в рамках капитализма и, одновременно, есть победа над феодализмом (надо заметить, победа не означает уничтожение). Аналогично, коммунизм будет синтезом в рамках коммунистического строя и, одновременно, будет победой над эксплуататорским строем.

Империализм без коммунистического строя не способен развиваться. Об этом хорошо сказано в "Железной пяте" Джека Лондона, где империализм вырождается в тоталитаризм. Современное развитие империализма подтверждает эту тенденцию. Империализм развивается вынужденно путём агрессии против коммунистического строя. А эта агрессия также вынуждена вследствие опасения собственного рабочего движения и боязни установления диктатуры пролетариата. И только вследствие агрессии империализма коммунистический строй вынужден тоже развиваться. Поэтому коммунистический строй нуждается в империализме.

Аналогично, после победы коммунизма над империализмом и всем эксплуататорским строем в коммунизме возникнет проблема развития. Эта проблема может быть решена только в ходе борьбы с возникшей ноосферой и переходом в новую систему стимула и мотива в рамках практики познания и в рамках информационного общества. Следовательно, если стимулом в социосфере является потребление, то в ноосфере стимулом будет познание.

О конкуренции трудовых коллективов

Есть разница доходов-зарплат у рядовых работников и администрации в трудовых коллективах. Эта разница огромна. А причина такого положения в приоритете потребительского отношения к производству. Принцип Парето действует независимо от субъективных помыслов - 80% работы производят 20% работников трудового коллектива. Такова объективная реальность. Можно сказать, что виной этому второе начало термодинамики, ибо всякая система стремится к накоплению беспорядка. Антиэнтропийным действием обладает субъектность свободы воли. Поэтому ни командная бюрократическая система социализма, ни система обмена товаров (невидимая рука рынка), а только сознательная человеческая деятельность, направленная на развитие личности и общества, способна упорядочить производство людей, способна из потребителей создавать производителей. Поэтому в трудовых коллективах потребители должны быть под контролем разумных энтузиастов. Сознательная человеческая деятельность возможна только на основе практики познания в полном соответствии с известным призывом Ленина - учиться, учиться и учиться.

Коммунизм представляют в виде союза трудовых коллективов. Но когда в трудовых коллективах имеет место быть гегемония потребителей, то из этого союза получится базар. Например, на днях прошла информация, что в РФ цена минеральных удобрений выросла в 6 раз. Понятно, что некоторая часть сверхприбыли досталась и рядовым работникам. Аналогичные процессы в экономике идут повсюду (например, в энергетике, ЖКХ и т.д.). Предположим, что существует самоуправление трудовых коллективов. Будут ли они против сверхприбыли?

Партия когнитариата

Коллективизм основан на идее потребления. Но потребление служит для развития личности и общества. Потребление есть необходимое условие производства нового человека. Хотя на деле приводит человека к оскотиниванию. Потребитель продаёт свою свободу воли за чечевичную похлёбку.

Что такое субъектность свободы воли?
Гегель: после осознания ничего нельзя изменить.
Переход личности от сознания к самосознанию есть стихийный процесс перехода в тупик развития личности. Самосознание не может себя изменить. Требуется внешнее воздействие, чтобы создать новый порядок путём синтеза сознания и самосознания, чтобы от самосознания перейти к разуму.

Стихийная потребность в свободе есть протест против старого порядка и в то же время есть стремление к возврату к хаосу в силу второго начала термодинамики. Из хаоса может быть создан новый порядок.

Стихийная потребность в свободе есть следствие стремления личности к своему развитию в рамках системы общественных отношений. Если эта система мешает развитию личности, то она будет разрушена, но не ранее чем внутри неё не будет создана новая система.

Итак, стихийная потребность в свободе есть объект, как проявление инстинкта любопытства, а стремление личности к своему развитию в рамках системы общественных отношений есть субъект и есть свобода воли. Свобода есть то, что направлено на производство нового порядка. Всякая другая якобы свобода есть простое примитивное стремление к хаосу в соответствие со вторым началом термодинамики и для человека означает его оскотинивание (превращение в домашнее животное у кормушки).

Свобода обмена товаров переходит в диктатуру капитала, свобода выбора начальников, управляющих или бригадиров переходит в диктатуру бюрократии (государства), свобода обмена информацией приведёт к появлению диктатуры когнитариата и образованию технократии на основе практики познания. Коммунисты СССР больше всего боялись именно технократов.

Партия когнитариата может быть создана только разумными энтузиастами. Но смогут ли энтузиасты объединиться? Энтузиазм есть продукт трудового коллектива. Если извлечь энтузиастов и создать из них трудовой коллектив, то в действие вступает принцип Парето и вновь мы получим распределение 20-80, когда 80% работы будут исполнять 20% энтузиастов, а остальные 80% превратятся в потребителей. Поэтому разумные энтузиасты должны объединяться виртуально в сфере информационного взаимодействия и формировать мировоззрение развития.

В основе мировоззрения развития лежит инстинкт любопытства и стремление человеческой личности к собственному развитию, которое он может реализовать только путём практического развития общества, развития общественных отношений, развития трудовых отношений.

Свободный труд - самонаёмный труд

Труд как целесообразная деятельность есть насилие над животной основой человека. Но человек вынужден вступать в трудовые отношения, что заметил ещё Маркс полтора века назад. Естественно, если нужда отступает, то человек стремится избавиться от обязанности и ответственности, налагаемых сетью трудовых отношений. Поэтому обычный человек мечтает доработать до пенсии (или украсть миллион) и зажить как человек. Он не понимает того, что произошла инверсия понятий - как человек он ведёт себя когда трудится (или ворует, используя так или иначе трудовые отношения), а вне трудовых отношений он, в сущности, переходит к животному существованию.

В этом и состоит отчуждение труда, открытое Марксом, когда человек превращается в раба трудового процесса, раба трудовых отношений. Когда человек не может находить свободу в своей трудовой деятельности, что означает, он не может оставаться человеком и, поэтому, безуспешно ищет свободу вне трудовых отношений и неизбежно оказывается в сфере животной деятельности. В попытке уйти из сети трудовых отношений человек обращается к меновым отношениям, но в основе меновых отношений находятся трудовые отношения. Поэтому человек может освободиться от обязанностей и ответственности только вне трудового коллектива, вне общества, перейдя в животное состояние. Процессы одичания человека идут постоянно в любом обществе и принимают форму криминала, наркомании, бродяжничества и т.д.

В силу сказанного понятие свободный труд, казалось бы, есть логическая несуразица, оксюморон, сапоги всмятку. Люди творческих профессий занимаются свободным трудом, но в конце концов решение о том, что это был труд, а не свободное времяпрепровождение или игра, принимает общество, оценивая результаты такого свободного труда. Поэтому свободный труд требует предвидения будущих запросов общества, предвидения путей развития общества или конкретного трудового коллектива.

Роботизация позволяет избавиться от механического повторения действий и оставить время для решения нестандартных задач. Но есть другое препятствие для свободного труда. Оно заключается в разделении труда. Одни думают, другие принимают решение, третьи утверждают решение, а четвёртые доводят решение до работников и пятые контролируют их в ходе работы. Далее сама работа делится на отдельные виды. Отрицать разделение труда означает отрицать прогресс в производстве не только вещей, но и прогресс в производстве самого общества и в производстве человеческой личности. Ибо чем более разнообразен труд, тем больше возможностей для реализации потенциала развития человеческой личности.

Наконец, третьим препятствием для свободного труда является сам коллективный характер труда, ставящий деятельность каждого производителя в зависимость от коллег. Это не есть отчуждение труда, а более глубокая проблема социосферы в целом. Именно решение этой проблемы позволит провести идею свободного труда через указанные выше трудности - как через проблему разделения труда, так и через проблему отчуждения труда.

Свобода есть осознанная необходимость развития. Из осознания необходимости развития следует необходимость свободы для осознанного развития. Это потребует примата практики познания над общественной практикой. Поэтому свободный труд в социосфере будет возможен только после образования ноосферы и превращения в действительность идеи примата практики познания над общественной практикой. Однако свободный труд в социосфере будет оборотной стороной ноосферы, как социальное государство в империализме есть оборотная сторона коммунистического строя. Соответственно, также как империализм борется с коммунистическим строем, так и социосфера будет вынуждена бороться с ноосферой.

Коллективный характер труда (сеть трудовых отношений и иерархия этой сети) вступает в противоречие с целесообразным характером труда. Всякий труд в качестве целесообразной деятельности начинается с умственной деятельности, с целеполагания. Поэтому в основе всякого труда лежит абстрактное мышление. Но для того, чтобы труд стал свободным и в то же время целесообразным, освобождённым от иерархии трудовых отношений, абстрактное мышление должно быть упорядочено, что является необходимым условием ноосферы. В результате иерархия трудовых отношений (в форме коллективизма) будет подчинена иерархии познавательных отношений людей, то есть технократии.

ПРОЕКТ НООСФЕРА КАК УПОРЯДОЧИВАНИЕ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments