nipolin (nipolin) wrote,
nipolin
nipolin

Category:

БОРЬБА ИЕРАРХИЙ КАК БОРЬБА ИНСТИНКТОВ_1-2

"Сила, экономика и идеология - три составляющих власти" (из сети).
Лучше сказать: власть, экономика и идеология - три составляющих общественной системы. То есть в обществе есть бюрократическая иерархия, торговая иерархия и познавательная иерархия.

1. Торговая иерархия и бюрократия. Познавательная иерархия.

Бюрократическая иерархия построена на инстинкте доминирования или, что тоже самое, на инстинкте насилия. Он является оборотной стороной инстинкта самосохранения. Инстинкт насилия послужил основой трудового процесса, ибо всякий труд есть преодоление сопротивления среды обитания, а также преодоление собственной природы индивида. Инстинкту насилия противостоит инстинкт потребления, имеющий более древнее происхождение, восходящее к архею. Он послужил основой меновым отношениям и торговой иерархии. Познавательная иерархия обязана своему происхождению инстинкту любопытства.

В обществе в системе общественных отношений ведущими являются трудовые отношения. Труд создал общество, но так как труд есть целесообразная деятельность, то всякому труду предшествует умственная деятельность, всякому труду предшествует познавательная деятельность. Даже самый тупой исполнитель должен держать в уме план действий, и этот умственный план должен предшествовать труду.


Поэтому в первобытной общине познавательная деятельность и сеть обмена информацией неизбежно создавали иерархию познавательную в форме шаманов, волхвов, оракулов, магов, прорицателей и пророков, ведунов и ведуний, жрецов, которые производили мировоззрение в форме мифологии. Следовательно, познавательная иерархия есть следствие необходимости умственной деятельности для протекания трудовой деятельности. Познавательная деятельность возникает на основе инстинкта любопытства. Посредством мифологии община отделяла себя от окружающей природы и других общин с другой мифологией.

Трудовая деятельность в отличие от познания есть насилие - насилие над собой и насилие над внешней природой. Поэтому в противоречии познавательной иерархии и иерархии трудовых отношений (бюрократии) примат принадлежит последней. Мысль о противостоянии силам природы не есть насилие, не обладает субъектностью, но действие на основе такой мысли уже есть насилие над природой - например, постройка дома или организация общины с целью охоты на мамонта. Надо уяснить себе, что организация, то есть упорядочивание, коллектива тоже есть трудовая деятельность. Трудовые отношения требуют упорядочивания, что вынуждает сеть трудовых отношений создавать иерархию в виде бюрократической системы. Следовательно, в основе трудовых отношений находится инстинкт насилия, обращённый против себя, то есть насилие над собственной животной основой. В силу субъектности трудовой деятельности инстинкт насилия изначально доминирует над инстинктом любопытства, и, соответственно, бюрократия доминирует над познавательно иерархией.

Инстинкт насилия как оборотная сторона инстинкта самосохранения приходит из животной основы человека, но в рамках общественных отношений используется обществом для создания общественной системы. Как говорится, кто нам мешает, тот нам и помогает. Насилие унаследовано обществом из стадной организации, а в сети общественных отношений на фоне возникающей свободы воли оно трансформируется в трудовые отношения, из которых и возникает бюрократия в качестве иерархии сети трудовых отношений.

В начале исторического развитии общества наблюдается постоянное взаимодействие познавательной иерархии и бюрократии. В результате поимели упорядочивание общества и неолитическую революцию. Но переход сознания людей на стадию самосознания привёл к осознанию человеком себя как отдельной личности, к осознанию своих потребностей и привёл к распаду первобытной общины. Это стало необходимым условием эксплуататорского строя и примата меновых отношений на базе инстинкта потребления.

Взаимодействие в рамках противоречия познавательная иерархия против бюрократии (властной иерархии на основе насилия посредством трудовых отношений) составляет сущность первобытно-общинного строя. Насилие может поиметь субъектность только если познавательная иерархия не только укажет цель, но и упорядочит общество на основе мировоззрения. Всякое управление требует предварительного упорядочивания мышления. Поэтому насилие (бюрократия) вынуждено действовать в рамках уже созданного мировоззрения. Поэтому вожди нуждаются в шаманах, причём субъектность шаманов ограничена абстрактным мышлением людей, которое есть следствие существующей в данный период общественной практики.

При благоприятных экономических условиях распад первобытной общины позволил жрецам добиться примата над вождями или управлять вождями. В Шумере основу экономики образовывали храмовые хозяйства. Также и в Древнем Египте до его объединения фараонами существовали храмовые хозяйства, а последующие фараоны должны были под руководством жрецом исполнять ритуалы, посвященные плодородию. В Древнем Китае до империи Цин Ши Хуанди царства были под влиянием познавательной иерархии. Об этом говорит история жизни Конфуция. Можно полагать, что ранее в ходе возникновения царств влияние жрецов было определяющим.

Перечисленные древние экономики возникли в благоприятных природных условиях и представляют собой азиатский способ производства. Меновые отношения при таком способе производства изначально подпадают под контроль познавательной иерархии, ибо распад общины и переход к храмовому хозяйству проходил в рамках мифологии, а жрецы управляли трудовым процессом как с помощью мифологии, так и с помощью меновых отношений. В последующем, после утраты жрецами своей власти вследствие завоеваний окружающими племенами, новая военная администрация вынуждена принимать на себя функции жрецов. Интересно, что последним примером азиатского способа производства было государство иезуитов в Парагвае в 18-19 веках.

В условиях недостатка ресурсов распад общины вызывал примат вождей над шаманами в ходе захвата ресурсов у других общин. При этом окружающая социосфера представлялась захватчикам в виде биосферы, которую надо потребить доступным способом наподобие охоты на диких зверей. В результате войн возникла на родовой или племенной основе иерархия насилия. Ассирийская империя является первым и ярким примером империи, основанной только на насилии. Но при этом бюрократия попала под контроль меновых отношений, ибо военные действия велись ради богатств, а пленников продавали. Поэтому в наступившем первом этапе эксплуататорского строя (рабовладение) примат принадлежал меновым отношениям, тогда как властные отношения потеряли субъектность (люди гибнут за металл). На первый план общественного развития выходят купцы, то есть формируется торговая иерархия. Обмен предметами потребления становится двигателем развития общества. При этом сами люди в качестве говорящих орудий превращены в предметы потребления. Здесь надо заметить, что система обмена требует государства для своего существования, как для защиты, так и для стороннего управления, то есть со стороны бюрократии. Надо осознать, что конкуренция торговцев это не сообщающиеся сосуды, а сообщающиеся пузыри.

Маркс писал, что вся общественная борьба в Древнем Риме вращалась вокруг земельной собственности. Ключевое слово здесь - собственность, а собственность есть следствие системы обмена предметами потребления. Следовательно, общественная борьба в Древнем Риме определялась и контролировалась этой системой обмена, то есть торговой иерархией (сенаторами). Данная общественная борьба проходила в рамках противоречия военной бюрократии и торговой иерархии, а познавательная иерархия играла пассивную, но необходимую, роль для консолидации общества. В конце концов, в качестве синтеза данного противоречия после гражданской войны образовалась императорская власть, финансируемая сенатом. Общество оказалось под властью торговой иерархии, трудовые отношения попали под контроль меновых отношений, а бюрократическая иерархия потеряла связь с обществом.

Общество, превращённое в рынок, потеряло идеологическую связность и распалось на отдельные хозяйства, связанные лишь меновыми отношениями. Поэтому римляне, например, заметили распад империи самыми последними, лишь когда Рим был завоёван варварами. Но в римском обществе задолго до распада шли идеологические процессы по созданию объединяющего мировоззрения. Для этого был допущен плюрализм в отношении всяких мифологий. В результате победили христианские секты. В условиях распада государства роль государства приняла на себя церковная организация, вследствие чего возникло папство в Италии.

Опора на христианство позволило Константину сохранить Восточно-Римскую империю практически неизменной за счёт консолидации общества на основе единой религии. Причём Константину принадлежит решающая роль в создании христианства как религии. Он организовал собор, на котором заставил иерархов прийти к единству и выработать ортодоксальный вариант христианства. До него христианство существовало в виде различных сект и в сущности представляло собой мифологию. Только вместе с опорой на власть христианство превратилось в религию, то есть в связь людей путём идеального насилия (страх смерти, смертию смерть поправ, некрофилия, райское блаженство и т.п.), подкреплённого действительным насилием государства. Следовательно, познавательная иерархия также не может существовать без государства, как и торговая иерархия.

Аналогично, ислам после своего возникновения в качестве мифологии распространял свои идеи с опорой на насилие и превратился в религию. Что касается иудаизма, то он представлял собой мифологию одного племени, которая позволяла это племя консолидировать даже в условиях диаспоры. Причём познавательная иерархия обеспечила себе ведущее положение в обществе и не допускала бюрократию к власти над обществом, но при этом действовала в согласии с торговой иерархией. Только после того, как торговая иерархия поспособствовала образованию государства иудеев в виде Израиля, иудаизм, получив поддержку государства, стал государственной религией.

Итак, ни торговая иерархия (на базе обмена предметами потребления), ни познавательная иерархия (на базе обмена информацией) не способны без государства, без бюрократической иерархии (осуществляющей действительное насилие) обеспечить управление обществом.

Интересно проследить эволюцию взаимодействия бюрократии и познавательной иерархии. Возникновение коллективного труда и трудовых отношений методом "делай как я" проходило на основании опыта (общественной практики), но этот опыт должен был быть обобщён в виде некоторой системы понятий в форме культуры и мифологии, чтобы метод "делай как я" работал. Поэтому развитие трудовых отношений протекало параллельно с развитием мышления в процессе общественной практики, но поскольку в последней трудовые отношения и властные отношения (бюрократия) занимают ведущее положение, постольку развитие мышления и познавательная иерархия занимают подчинённое положение в общественной практике.

Распад общины вследствие повышения эффективности экономики и развития меновых отношений позволил познавательной иерархии занять ведущее положение в общественной практике, создав идеологическое прикрытие перехода к классовому государству и перехода к эксплуататорскому строю. Возник симбиоз жрецов и государства, в котором государству отводилась роль насилия над телом. а познавательной иерархии - роль духовного насилия над мышлением. Этот симбиоз характерен для азиатского способа производства. Если же распад общины проходил не мирным, а военным путём, в ходе завоеваний, то бюрократия не нуждалась в покровительстве познавательной иерархии. В результате последняя оставалась на втором плане и, оставаясь относительно свободной, смогла заняться чистым познанием, что и наблюдалось в Древней Греции. хотя и в рамках мифологии.

Однако без идеологической поддержки рабовладельческие империи были обречены на развал (в отличие от империй с азиатским способом производства). Поэтому Византия смогла просуществовать гораздо дольше Римской империи вследствие установления симбиоза религии и государства при ведущей роли государства. После падения Константинополя православные иерархи благополучно существуют под контролем мусульманского государства. Католическая церковь в условиях феодальной раздробленности сама стала феодалом и в таком качестве включила в себя функции государства и меновые отношения (торговля индульгенциями). Это обстоятельство послужило идейным поводом к Реформации и развитию капитализма. В конце концов другие государства оставили у Ватикана идеологические функции, а участие в меновых отношениях осталось неизменным.


2. Развитие мышления людей

В первобытной общине завершилась формирование сознания, но мышление ещё не было способно осознавать себя. Поэтому самопроизвольное сознательное поведение людей напоминало запрограммированных роботов - все побежали и я побежал. До сих пор в современном состоянии общества есть люди, проживающие свою жизнь, так сказать, не приходя в сознание. Общеизвестно, что в толпе, объятой сильным чувством, люди теряют способность к самосознанию. Именно использование сознания людей под контролем познавательной иерархии позволило создать новую экономику древних царств в благоприятных природных условиях. В дальнейшем, при развитии меновых отношений происходило развитие из сознания самосознания, причём на базе инстинкта потребления. В конце концов, примат меновых отношений над всякими другими отношениями достиг максимума в договоре людей с богами - люди будут поклоняться и приносить жертвы богам, а те будут благосклонны к людям. Следовательно, самосознание людей есть продукт меновых отношений - люди осознают себя, прежде всего, в качестве сознательных потребителей. Отсюда следует идея свободы воли как свободы потребления, что неминуемо заканчивается тупиком потребления.

При феодализме бюрократическая иерархия взаимодействовала с познавательной иерархией, а торговая иерархия отошла на второй план, хотя осуществляла косвенный примат над бюрократией, ибо купцы оплачивали войны. При капитализме торговая иерархия вернула себе примат над бюрократией, тогда как религиозная познавательная иерархия была дискредитирована и раздвоилась с выделением из неё науки. Наука попала под контроль торговой иерархии. Примат торговой иерархии над бюрократией достиг гармонии, когда общество, принявшее в качестве своей основы меновые отношения, выбирает бюрократию для управления собой с помощью меновых отношений. Такая социальная конструкция называется буржуазной демократией.

В коммунистическом строе бюрократическая иерархия устанавливает примат относительно торговой иерархии, а познавательная иерархия попадает под контроль бюрократии. Итак, в современную эпоху есть наука под контролем торговой иерархии и наука под контролем бюрократии, также как есть примат торговой иерархии над бюрократией и примат бюрократии над торговой иерархией.

Сеть обмена информацией порождает познавательную иерархию. Познавательная иерархия использует мышление людей для упорядочивания (консервации) общественных отношений. То есть её существование и социальные функции есть следствие наличного развития мышления людей, но сама она не может в принципе способствовать развитию мышления, ибо познавательная иерархия способна только сохранять и передавать имеющуюся информацию. Поэтому развитие мышления и познания происходит и благодаря, а вопреки познавательной иерархии. Познавательная иерархия контролирует сеть обмена информации и, соответственно, развитие сознания, точно так как торговая иерархия контролирует меновые отношения и, соответственно, производство.

Наука и христианство. Идеи Иисуса о сознательном стремлении к добру послужили основой для развития самосознания и свободы воли. Именно свобода воли позволила инстинкту любопытства вырваться на свободу в рамках абстрактного мышления и создать науку в качестве альтернативной познавательной иерархии, но всё ещё остающейся в рамках религии. Новой религией для науки служит детерминизм, то есть догматическая абсолютизация закона и неприятие противоречивости мира и противоречивого взаимодействия закона и случая. Абсолютизация закона приводит к отрицанию бесконечности мира и к отрицанию его развития.

Однако абстрактное мышление всего лишь отражает действительность. Оно приходит, по словам Маркса, post festum, как похмелье после праздника. Абстракции отражают окружающую действительность (Ленин). Поэтому наука в качестве познавательной иерархии в принципе не может стать субъектом общественного развития и вынуждена обслуживать интересы либо торговой иерархии, либо бюрократии.

Люди управляются чувствами, эмоциями (то есть осознаваемыми чувствами), а не идеями. Поэтому мировоззрение есть обобществлённые чувства, а не идеи. Идеи есть лишь следствие обобществлённых чувств, эмоций. Но если идеи вызывают общие чувства или ассоциируются с определёнными чувствами, то есть находят соответствие с общими эмоциями, то такие идеи овладевают массой. Мировоззрение формируется на основе что такое хорошо и что такое плохо, задаваемой системой общественных отношений, представляющейся для индивида неоспоримой действительностью. Неоспоримой потому, что он не может из неё выйти, не утеряв человечности.

Гегель открыл эволюцию абстрактного мышления в "Феноменологии духа" - сознание-самосознание-разум. По последним данным лимбическая система мозга обеспечивает примат чувственного восприятия над абстрактным мышлением, а лобные области коры головного мозга управляют мышлением путём его социализации. Поэтому общество управляет абстрактным мышлением людей посредством мировоззрения. Самосознание блокируется лимбической системой (страх и ужас), разум - нет. Самосознание управляется с помощью страха и с помощью блокировки сознания. Разум нельзя заблокировать, ибо он погружён в практику познания. Поэтому Маркс написал в 1845 году "философы должны изменить мир", что означает субъектность практики познания.



ПРОЕКТ НООСФЕРА КАК УПОРЯДОЧИВАНИЕ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments